Тематическое планирование
Темы занятий по учебной дисциплине «История России» в I семестре 2024/2025 учебного года (осень 2024 г.)
Недели 4-5.
От Руси к России: государство в XVI-XVII веках.
Вопросы для обсуждения
1. Правление Ивана Грозного. Проблема централизации управления. Реформы Избранной Рады и опричнина.
2. Смутное время. Причины и хронограф Смуты. Учреждение новой царской династии.
3. Эволюция сословно-представительной монархии к абсолютизму. Раскол в церкви.
Доклады и задания для самостоятельной работы
1. | Россия в XVI-XVII вв.: территория, население, этнический состав. |
2. | Политическая борьба боярско-дворянской знати. Реформы первой половины царствования Ивана Грозного. Иван Грозный и Андрей Курбский: различные взгляды на государственное развитие страны. |
3. | Личность царя и выбор путей развития России. Опричная политика. Последствия опричнины, ее воздействие на духовную, политическую, хозяйственную жизнь страны. |
4. | Задачи и главные направления внешней политики. Запад и Восток во внешней политике Ивана Грозного. Поход Ермака и покорение Сибирского ханства. |
5. | Культура и быт в XVI-XVII веках. Грамотность и письменность. Книгопечатание. |
6. | Общественно-политическая мысль в XVI-XVII веках. Научные знания. |
7. | Зодчество. Живопись. Народное творчество в эпоху средневековья. |
8. | В чем проявилось укрепление центральной власти во времена Ивана Грозного? |
9. | В чьих интересах проводились реформы «Избранной рады»? |
10. | Каковы предпосылки закрепощения крестьян? |
11. | Характерные особенности социального состава российского общества в XVI-XVII столетиях. |
12. | Раскройте суть политики опричнины и ее содержание. |
13. | Каковы общие итоги внешней политики Ивана IV? |
14. | Чем было вызвано смутное время? Было ли его появление закономерным? |
15. | Почему и в чем проявился подъем национального самосознания русского народа и других народов России в начале XVII в.? |
16. | Особенности государственного строя России в XVII в. |
17. | Состав, порядок формирования и функции Боярской думы, Земского собора, приказов. |
18. | Какую роль играла русская православная церковь в жизни страны? Патриарх Никон и подготовка реформы в церкви. |
19. | Историческое значение присоединения Сибири. |
Неделя 3.
От феодальной раздробленности к централизованному государству (XIII-XV) вв.
Вопросы для обсуждения
1. Русские земли в период феодальной раздробленности. Особенности крупных феодальных центров.
2. Влияние монголо-татарского ига на перспективы образования единого государства.
3. Основные периоды в процессе объединения земель вокруг Москвы. Московские князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III.
Доклады и задания для самостоятельной работы
1. | Предпосылки объединения русских земель в составе национального государства. |
2. | Выдвижение Москвы как объединительного центра и борьба за национальную независимость. Политическая система. |
3. | Международное положение Руси в XIV-XV вв. |
4. | Русские земли: хозяйство Руси, городское ремесло, торговля. |
5. | Основные направления торговых путей: торговый путь в Константинополь; торговля с итальянскими колониями, с Причерноморьем; западноевропейское направление. |
6. | Москва – центр объединения русских земель. |
7. | Куликовская битва и ее значение. |
8. | Политическая карта Восточной Европы в конце XVI в. Рост национального самосознания. |
9. | Роль церкви в борьбе с Ордой. |
10. | Свержение ордынского ига. Особенности западного и восточного направлений московской политики. |
11. | Иван III. Создание центрального аппарата управления. Боярская дума. |
12. | Церковь и государство. Концепция «Москва – третий Рим» |
13. | Прикладное и военное искусство |
Неделя 2.
Культура Древнерусского государства (X-XIII вв.)
Вопросы для обсуждения
1. Развитие культуры в славянском мире в дохристианский период (VII-X вв.). Письменность, литература, книжное дело в Древнерусском государстве в X-XII вв.
2. Влияние христианства на развитие русской культуры. Каменное строительство, иконопись, фреска, мозаика.
Доклады и задания для самостоятельной работы
1. | Какие особенности характеризуют развитие древнерусской культуры? |
2. | Какие этапы в своем развитии прошло славянское язычество? |
3. | Какое влияние на культуру Руси оказала Византия? |
4. | Подтвердите фактами вывод о том, что Русь была страной высокого развития культуры. |
5. | Каким образом принятие христианства повлияло на развитие русской культуры в целом и на ее отдельные области? |
6. | Когда возникла литература на Руси, с чем связано ее появление? |
7. | Можно ли считать летопись самобытным русским жанром? |
8. | Почему произведения древнерусской литературы являются не только литературными памятниками, но и историческими источниками? |
9. | Чем отличается икона от картины, написанной на библейский сюжет? |
10. | Расскажите об основных принципах росписи православного храма. |
Неделя 1.
Мировая цивилизация и Древняя Русь (V – XII вв.)
Вопросы для обсуждения
1. Становление европейской средневековой цивилизации и славянство в V-VII вв.
2. Предпосылки государственности у восточных славян. Норманнская теория. Внутренняя и внешняя политика киевских князей в IX-XII вв.
3. Принятие христианства на Руси.
Полезные материалы
- История России : учебник для вузов : в 2 частях / Под ред. Ю. А. Петрова. – М. : Наука, 2024. – 586 с Глава 2. Территория России в древности. Русь во второй половине IX – первой трети XIII в. (§5-§8)
Доклады и задания для самостоятельной работы
1. | Россия – евразийская страна. Раскройте это понятие. |
2. | Что вы можете сказать об общественном строе, обычаях и характере восточных славян? |
3. | Когда и в силу каких причин начал складываться феодализм у восточных славян? |
4. | Каковы были отношения восточных славян со своими соседями? |
5. | Назовите причины образования государства на Руси. |
6. | Раскройте понятие «военная демократия». |
7. | Какие внешнеполитические задачи стояли перед Русью? Насколько успешно они были решены? |
8. | Расскажите о значении для Руси принятия православного христианства. |
9. | Какие выводы можно сделать, исходя из факта принятия первого на Руси свода законов «Русская Правда»? |
10. | Назовите причины раздробленности Руси. Являются ли они общими для Руси и стран Западной Европы? |
11. | Чем вы объясните то обстоятельство, что в Новгороде сложилась особая система управления? С чем вы можете ее сравнить из истории зарубежной Европы? |
12. | Какие иноземные силы представляли опасность для Руси? В чем выразилась эта опасность? |
13. | Какое влияние на культуру Руси оказала Византия? |
14. | Подтвердите фактами вывод о том, что Русь была страной высокого развития культуры. |