В НИЯУ МИФИ состоялась Всероссийская научная конференция «Историческая мысль в технической среде (человек и наука в отечественной истории)» | Кафедра 52 "История"

В НИЯУ МИФИ состоялась Всероссийская научная конференция «Историческая мысль в технической среде (человек и наука в отечественной истории)»

16 мая в НИЯУ МИФИ состоялась Всероссийская научная конференция «Историческая мысль в технической среде (человек и наука в отечественной истории)». В подготовке и организации конференции приняли участие преподаватели кафедры «История»: профессор Македонская Вера Александровна, доцент Швец Татьяна Дмитриевна, преподаватель Базлев Михаил Максимович.

На открытии пленарного заседания выступил Ларионов Алексей Александрович к.ф.-м.н., и.о. директора Института фундаментальных проблем социально-гуманитарных наук, НИЯУ МИФИ.
 
Ларионов А.А. поприветствовал собравшихся, и напомнил о том, что совсем недавно университет отметил 80-летие со дня основания, и все эти годы в нем уделялось большое внимание не только образованию, но и науке. Для развития науки необходимы создание научной среды и обмен мнениями между людьми разных возрастов и разных научных школ. В современных условиях в связи с проблемами воспитательного процесса среди студенческой молодежи возрастает потребность сохранения преемственности национальной духовной традиции. В этой связи особая роль возложена на Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Со времени основания НИЯУ МИФИ в вузе были созданы уникальные программы подготовки инженеров-исследователей. Социально-гуманитарная подготовка в техническом вузе призвана формировать научное (мировоззрение, качество патриотизма и гражданственности, социальные нормы поведения, а также совершенствовать общекультурный уровень.
 
В своем вступительном слове, д.и.н., и.о. зав. кафедрой «История» Македонская Вера Александровна подчеркнула, что создание в техническом вузе гуманитарной среды – это важное условие повышения качества подготовки специалистов. Гуманитарная образовательная среда – это сочетание учебного процесса по гуманитарным наукам и вспомогательные средства: культурные, научные и массовые воспитательные мероприятия. Воспитательное пространство каждого учебного заведения является уникальным, при его создании и развитии используются педагогический опыт, традиции и инновации, соединяются прошлое и будущее учебного заведения, его история, традиции и перспективы.
 
На пленарном заседании выступила Кузнецова Наталия Ивановна (д.ф.н., г.н.с. ИИЕТ им. Вавилова РАН) с докладом на тему «Формирование российской науки: великий проект Петра Великого». В докладе были проанализированы истоки формирования и организации российской науки с первой четверти XVIII века. На примере исторических фактов автор продемонстрировала главные направления развития научных исследований.
 
В докладе Колдобского Александра Борисовича (к.ф.-м.н., ветеран атомной энергетики и промышленности) «История советского атомного проекта – уроки для современности» были представлены этапы становления и развития атомного проекта в СССР. Докладчик привёл основные исторические факты и конкретные свидетельства о ходе исследований и практическому воплощению в жизнь проекта по созданию атомного оружия.
 
Среди приглашенных участников конференции был участник Великой Отечественной войны Ольштынский Леннор Иванович д.и.н., профессор, действительный член Р.А.Е.Н. и Академии военных наук, участник лекторской Московского Городского Совета ветеранов. В своём обстоятельном выступлении «СССР в Отечественной и Мировой истории» автор акцентировал внимание на исторических фактах переломного периода нашей истории 20-х — 30-х годов XX века, сконцентрировал внимание на судьбоносных событиях прошлого и настоящего. В своём эмоциональном обращении к молодому поколению Леннор Иванович призвал знать свою историю, учитывать ее уроки и опыт предыдущих поколений, сохранять историческую память.
 
В докладе «Историческое достижение науки и техники в СССР в послевоенный период» Иванько Анатолий Григорьевич, заведующий лекторской группой Всероссийского Совета ветеранов проследил развитие научно-технического прогресса в СССР с середины 60-х годов до конца XX столетия, отметил, как и несомненные достижения этого процесса, так и ряд упущений в последний период существования СССР.
 
В ярком, эмоциональном выступлении участника Великой Отечественной войны Закарая Константина Ивлиановича, режиссера-документалиста, члена лекторской группы МГСВ, почетного работника Министерства культуры СССР «Вклад советской культуры в Победу над фашизмом» убедительно и полно была раскрыта роль творческой интеллигенции в годы Великой Отечественной войны и ее вклад в достижение Победы над фашизмом. Константин Ивлианович поделился воспоминаниями и историями о судьбах ряда писателей, кинематографистов, фронтовых операторов, которые разделили тяготы военного времени и отразили в своем творчестве героизм советских людей.
 
В рамках конференции работали 3 секции. Модератором всех студенческих секций выступил преподаватель Базлев Михаил Максимович. Студенты первого курса подготовили интересные и содержательные доклады и презентации по темам, связанным с развитием исторической мысли, знаний и организации науки в России XIX и XX столетий. Ряд докладов был объединен общей тематикой, связанной с научными исследованиями в области ядерной физики, подготовкой и реализацией атомного проекта. Биография и судьбы видных российских ученых, их вклад в развитие науки и сделанные ими открытия позволили убедиться в значительности научного потенциала российского естествознания начала XX века и огромной роли научных школ и институтов в развитии данной области физики. Российская наука, начиная со времен М.В. Ломоносова, в конце XIX начале XX столетий обогатилась фундаментальными открытиями, сделанными отечественными учеными. С начала 20-х годов в физико-техническом институте сложился талантливый коллектив ученых, многие из которых – И.В. Курчатов, А.П. Александров, И.К. Кикоин, Ю.Б. Харитон и др. – стали главными участниками в подготовке и реализации атомного проекта в СССР. В исследованиях студентов были представлены разнообразные аспекты истории развития ядерной физики, атомной энергетики и проекта по подготовке и испытанию первой атомной бомбы в СССР. С результатами своих исследований познакомили студенты первого курса:
Дубовицкий Ярослав, Суржиков Павел, Ягмуров Ягмура, Талдытов Сергей, Бехтин Артём, Крапля Владимир, Суббот Диана, Корчемный Кирилл, Губарь Ггеоргий, Назаренко Тимофей, Шолота Дмитрий, Рюмин Олег, Остряков Владимир, Николаев Даниил, Кокорин Илья,. Барсукова Ольга, Соколова Елена.
 
В заключении работы конференции студенты-докладчики получили Благодарности за выступление на Всероссийской научной конференции «Историческая мысль в технической среде (человек и наука в отечественной истории)», подписанные проректором НИЯУ МИФИ Е.Б. Весна.
 
В рамках работы всероссийской научной конференции был организован Круглый стол «Роль дисциплины «История России» в подготовке инженера будущего», в котором приняли участие представители 12 технических вузов России (НИЯУ МИФИ, БГТУ, Брянск, СарФТИ НИЯУ МИФИ, Саров, НИУ МГСУ, ТПУ, Томск, РГРТУ, Рязань, ВГУИТ, Воронеж, ДГТУ, Ростов-на-Дону, УРФУ, Екатеринбург, СПбПУ, Санкт-Петербург). Модератором круглого стола выступил Самарченко Дмитрий Александрович (заместитель директора института общей профессиональной подготовки (ИОПП).
 
Круглый стол открыла Македонская Вера Александровна, д.и.н., и.о. заведующего кафедрой «История», НИЯУ МИФИ, Москва. В своем выступлении она обратилась к новой концепции преподавания дисциплины «История России» и отметила, что новая программа направлена на реализацию не только учебной деятельности, но и исполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на встрече с историками и Российским историческим обществом 4 ноября 2022 года, резолюции участников Первого национального форума преподавателей истории 7 октября 2022 года. Она отметила, что историческое образование – основа гуманитарной подготовки специалистов, а значит и творческого усвоения ими всех наук, т.к. ориентировано на высокие общественные идеалы, формирование гуманитарного, т.е. социально-ответственного сознания. Были рассмотрены вопросы, связанные с реализацией профессиональной/отраслевой/региональной частей содержания программы. В НИЯУ МИФИ реализуется концепция преподавания курса «История России» для неисторических специальностей и направлений подготовки с 2022-2023 учебного года. Значительное внимание в выступлении было уделено учебно-воспитательной деятельности кафедры «История» в НИЯУ МИФИ. Проводится значительная работа по изданию нового учебного пособия, не только соответствующего укреплению учебной программы, но также отражающего региональные и отраслевые потребности подготовки.
 
Представитель НИУ МГСУ Посвятенко Юлия Викторовна, доцент кафедры Истории и философии, отметила необходимость разработки методических вопросов и решение кадровых проблем в связи с увеличением учебной нагрузки по дисциплине «История России» с сентября 2023 года.
 
Заведующая кафедрой теологии, к.и.н., доцент, заведующая кафедрой теологии, СарФТИ НИЯУ МИФИ, Саров Савченко Оксана Валерьевна представила сообщение на тему: «Ядерный университет и духовное наследие Сарова». Она отметила значение гуманитаризации технического образования и практики развития soft skills и self-skills в реализации дисциплины «История России». Она подчеркнула, что в сегодняшней России роль собственной мыслительной традиции необходимость обращения к национальной мысли, последовательно возрастают, в современном российском обществе наблюдается рост национального самосознания. Особо была отмечена важность обоснования принципов воспитания в высшей школе на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры
 
Во всех выступлениях участников круглого стола были отмечены основные направления работы гуманитарных кафедр в технических вузах и необходимость проведения регулярных научно-практических конференций, круглых столов по проблемам преподавания дисциплины «История России» в современных условиях. В процессе обсуждения было обращено внимание на соотношение методологии исторической дисциплины и фактического содержания для развития критического мышления у инженера.
 
В заключительном слове Самарченко Дмитрий Александрович поблагодарил участников круглого стола за активное обсуждение проблем, а также обратил внимание на значение проектно-исследовательской деятельности студентов, которая является фактором совершенствования учебного процесса, углубления понимания и формирования целостного видения истории.
 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.


Комментарии закрыты.